Новости экономики 

Отдать 250 евро за стрижку — дорого?

Бывший слесарь Владимир Тарасюк стал ведущим игроком рынка парикмахерских услуг, создав бизнес с оборотом в $10 млн, пишет http://www.ledis.top/

Отдать 250 евро за стрижку — дорого? Если вас стригут ножницами за 800 евро, укладывают волосы расческой за 100 евро, а делает это лично основатель сети студий причесок Владимир Тарасюк, то, наверное, нет. По крайней мере, клиентов мастера такой ценой не удивишь. Впрочем, сейчас Тарасюк редко сам берет в руки ножницы — нет времени. За 20 лет он превратил закрытый салон красоты в международную группу компаний VT Holding, которая управляет сетью из восьми студий причесок, академией парикмахерского искусства, выпускает журналы, косметику для волос и оборудование для парикмахерских. «Аналогичных компаний на этом рынке сегодня нет», — говорит Тарасюк. В холдинге работают 250 человек. В 2013 году его выручка составила $10 млн.

Тягатарасюка к парикмахерскому искусству проявилась еще в 1980-х, когда он работал слесарем. Экспериментировать он начинал на родственниках и знакомых. Первой «жертвой» стала младшая сестра. «В парикмахерской исправить то, что я тогда сделал, не смогли. Пришлось стричь под ноль. Но мне сказали, что я мастер», — с улыбкой вспоминает начало карьеры Тарасюк.

В армии ему доводилось стричь офицеров и их жен. Прически получались все лучше. Вернувшись в родной Киев, Тарасюк решил получить профильное образование. В 1989 году он поступил в столичный техникум бытового обслуживания, чтобы учиться на парикмахера-модельера. Однако отучившись два курса, Тарасюк бросил техникум и пошел работать в один из парикмахерских салонов известного стилиста Вячеслава Дюденко, с которым познакомился на выставке. «Я многому у него научился, но все-таки у меня был свой путь», — вспоминает 48-летний Тарасюк. Спустя год, в 1992-м, он ушел на вольные хлеба.

Единственным активом начинающего предпринимателя была наработанная за это время база клиентов. Чтобы открыть собственный салон, нужно было помещение. В 1994 году Тарасюк одолжил денег у друзей и взял кредит в банке Крещатик. Собранных $27 000 ему хватило на покупку двухкомнатной квартиры в столичном микрорайоне Оболонь. «Когда ему было надо, то он мог найти друзей, инвесторов и партнеров»,- характеризует своего бывшего сотрудника Дюденко.

Чтобы не привлекать внимание налоговой и рэкетиров, первое время салон Vladimir Tarasyuk hair studio существовал в виде закрытого клуба. Предприниматель взял на работу девятерых парикмахеров. Но в те годы при среднем чеке $5 достойно зарабатывать все равно не удавалось. Клиентов было немного, а выручка, по словам Тарасюка, шла на погашение кредита и выплату зарплат мастерам.

Привлечь больше платежеспособных посетителей могла бы реклама в прессе и на ТВ. Вскоре так и произошло.

В 1996-м стилист решил поучаствовать в международных парикмахерских конкурсах, проходивших в Риге под эгидой косметической компании Londa. После того как Тарасюк четыре года подряд становился их победителем, пресса сама заговорила о нем. «Мы тогда еще не были знакомы, но я уже слышала о таком мастере из Украины», — вспоминает Лаура Урбайте, главный редактор отраслевого литовского журнала Hair Profesionalams.

«Когда газеты стали писать, что в стране есть такой мастер, ко мне пришли клиенты, которые хотели мирового качества и были готовы платить за это», — без лишней скромности вспоминает Тарасюк. Продвигать услуги модного стилиста среди звезд и истеблишмента помогала одна из его первых клиенток, певица Ирина Билык, ставшая близкой подругой Тарасюка, а затем и крестной матерью его дочери. «Это сильно помогло. Нашими клиентами стали продюсер Юрий Никитин, певица Алена Винницкая, группа «Океан Эльзы» и другие яркие звезды украинской эстрады», — отмечает парикмахер.

Популярность закрытого салона росла. В кресло к мастеру можно было попасть только по рекомендации. Это подогревало интерес клиентов, жаждущих индивидуального подхода, и постепенно парикмахерская Тарасюка стала популярным местом среди столичного бомонда. «Попасть в салон было сложно. К нему выстраивалась очередь из молодых и креативных людей, — вспоминает Билык. — Все мои сьемки на ТВ, фотосессии и концерты обслуживал именно он».

В 2000 году предприниматель лично стриг уже только привилегированных клиентов и брал за работу не менее S100. Открывая второй салон, Тарасюк столкнулся с новой проблемой: не хватало хороших мастеров. Квалификация людей, приходивших на собеседования, была заметно ниже, чем у сотрудников, которых он натаскивал лично. «Дефицит кадров тогда был главной проблемой рынка», — соглашается Дюденко. Тарасюк решил и ее. Он открыл многопрофильную академию, где начал обучать не только искусству владения ножницами, но и управлению парикмахерским салоном. Сегодня работают два филиала академии: в Киеве и Одессе. В следующем году откроется третий — в Хмельницком. Ежегодно из ее стен выходит около 700 выпускников, лучшие из которых получают работу в салонах Тарасюка. Восьмимесячный курс обучения стоит около 3000 евро. «Сейчас это полноценный бизнес в составе нашего холдинга», — поясняет бизнесмен.

В 2003 году он основал корпоративный журнал Scissors, который за несколько лет стал полноценным глянцевым изданием. «Когда мы поняли, что реклама съедает много денег, то посчитали, что проще запустить свой журнал», — объясняет предприниматель.

В 2004-м сеть Vladimir Tarasyuk состояла уже из четырех салонов. Предприниматель решил отделить состоятельных клиентов от клиентов среднего уровня. Первых обслуживали в салоне премиум-класса, где стрижка стоила 1500-3000 гривен. В остальных она обходилась на порядок меньше. По подсчетам Дюденко, в хороший год популярный салон мої» приносить от $5000 до $10 000 выручки в месяц.

Но зарабатывать на одних только стрижках становилось сложнее. Если в сегменте дорогих авторских салонов альтернативу Тарасюку мог составить лишь Дюденко, то в среднем ценовом сегменте в Киеве количество заведений стремительно росло. К 2005 году в столице работало около 1500 таких парикмахерских — втрое больше, чем в начале нулевых. Тарасюк увидел в этом не проблему, а возможность. Он решил заняться поставками косметики и оборудования конкурентам. «Вова всегда торговал, у него это хорошо получалось», — замечает Дюденко.

Партнером Тарасюка в этом бизнесе стал один из его постоянных клиентов Евгений Мирвода, который в то время был топ-менеджером компании-дистрибьютора косметики. В течение трех лет они побывали на многих крупных международных косметических выставках, где подписали контракты о поставках в Украину парикмахерских инструментов от известной японской компании Kasho и мужской косметики для волос от American Crew. Продавать все это стал Торговый дом VT Trade, которым они с Мирводой владеют в равных долях.

В 2008 ГОДУ ДО Украины докатился кризис. Импортная косметика подорожала на 15%. Продажи падали с каждым днем. Однако партнеры сумели использовать себе во благо и это обстоятельство. Они решили вывести на рынок косметики собственную торговую марку. «Мы хотели выпускать такой же качественный продукт на тех же заводах, что и именитые бренды, но сделать его более доступным», — рассказывает Тарасюк. Европейские производители, которых до кризиса не интересовали заказы менее чем на $3 млн, снизили планку до $500 000. Узнав об этом, Тарасюк и Мирвода тут же вылетели в Италию. Заказ на выпуск первой партии косметики под брендом T-LAB Professional разместили на заводе Sipres итальянского холдинга Pavanello. «Чтобы собрать необходимые деньги, мне пришлось в срочном порядке продать загородный дом», — вспоминает Мирвода.

Риск оправдался. Косметика нового бренда T-LAB Professional оказалась на 30% дешевле аналогов раскрученных торговых марок, которые выпускались на тех же заводах. В 2010-м на шампуни, краски, гели и кондиционеры для волос собственного производства перешла вся сеть Тарасюка. «Наши салоны ежемесячно закупали косметики на 30 000 гривен. После перехода на свою продукцию эта сумма уменьшилась вдвое», — констатирует Тарасюк. «Вскоре косметику мы стали поставлять и в другие салоны», — рассказывает Мирвода. В 2011-м выручка холдинга составила $2,8 млн.

Два года назад холдинг Тарасюка стал выпускать мебель для парикмахерских. Производство разместили в Китае, где по заказам со всего мира изготавливают большую часть специальной мебели для медицинских учреждений и салонов красоты. В Японии и Южной Корее Тарасюк нашел для своей компании производителей фенов, плоек и утюжков для волос. В 2012 году первая партия инструментов и мебели под брендом VT Professional попала на украинский рынок. Выручка компании выросла до $4 млн. «Остается лишь наладить выпуск туалетной бумаги, и тогда будет полный комплект», — шутит Тарасюк.

Урбайте из Hair Profesionalams считает, что такая эволюция компании Тарасюка вполне логична для отрасли. К примеру, компании Vidal Sassoon Топі & Guy, основанные парикмахерами, выросли из сети салонов в масштабное производство оборудования и косметики. «Сначала мастер зарабатывает репутацию, а потом начинает выпускать косметику и инструменты, — говорит Урбайте. — К таким товарам на рынке доверия больше».

Сегодня бизнесмен управляет двумя салонами премиум-класса Vladimir Tarasyuk и сетью из шести студий причесок VT Style, где ежемесячно обслуживается около 10 000 посетителей. Свою промышленную продукцию — косметику, мебель и инструменты для парикмахеров — Тарасюк продает через три интернет-магазина. Ею пользуются более 5000 салонов по всей Украине. Больше всего выручки приносят прямые продажи его косметики в 10 странах Европы.

Зарабатывать в дальнейшем предприниматель намерен не только на косметике и услугах, но и на праве работать под его брендом. Уже продано четыре франшизы. Единственное условие — вступительный взнос около 6000 евро без ежемесячного роялти. При этом салоны его франчайзи комплектуются косметикой, инструментами и мебелью от VT Holding, а их сотрудники учатся в академии холдинга. Обустройство салона под ключ может стоить 50 000-100 000 евро в зависимости от класса оборудования и косметики.

В следующем году Тарасюк хочет открыть филиалы своей парикмахерской академии в Литве и Испании. Урбайте говорит, что на семинар Тарасюка, который пройдет в Литве в конце этого года, уже нет свободных мест. Но сам бизнесмен главным событием называет запуск еще одного косметического бренда в партнерстве с бывшим креативным директором Vidal Sassoon Ричардом Эшфорсом. С британцем Тарасюк познакомился еще на заре своего бизнеса. Эшфорс, как основатель лондонской академии Saco, несколько раз проводил мастер-классы для преподавателей парикмахерской академии Тарасюка. Ставка на британского партнера может сыграть. «Украинцы скорее купят иностранный бренд, чем отечественный. Это психология нашего покупателя», — убежден он.

 

 

Статьи по теме