Новости 

Печальные выводы: Счетная палата оценила, как потратили миллиарды на Новую украинскую школу

Счетная палата провела аудит эффективности использования государственных средств на реформу школьного образования. По информации аудиторов, за 2018 год и первые 9 месяцев 2019го на программу «Новая украинская школа» из бюджета было использовано 2 млрд 222 млн грн.

Счетной палатой было установлено, что убытки государства и местных громад из-за закупок, не соответствующих потребностям, нормам и стандартам технических норм обучения, составили 46 млн грн. С нарушением норм законодательства о закупках было использовано 32 млн грн. Неэффективно было использовано 8 млн грн. Зафиксировано 24 случая использования средств госсубвенции с признаками уголовного правонарушения.

Средства, использованные на закупки в школы, были потрачены на современную мебель и дидактические материалы (по 36%), компьютерное оборудование и мультимедийный контент (18%), подготовку тренеров-педагогов, супервизоров, проведение супервизии и повышение квалификации педагогов (10%).

Отчет Счетной палаты показал несколько системных проблем. Первая – ненадлежащая подготовка реформы. И речь здесь идет о реальных шагах, об объяснении на пальцах для людей на местах, что и как делать.

Одна из фишек новой украинской школы (НУШ) – особая учебная среда. В каждом классе – зоны для обучения, игры, творчества, отдыха (с ковром, креслами-пуфами и подушками), уголок природы, классная библиотека. А еще флипчарты, стенды и одноместные парты. Министерство образования выдало методические рекомендации, где все описано. Но не во всех школах это было сделано. И дело здесь не в игнорировании предписаний МОН. Есть несколько причин.

ПОМЕЩЕНИЯ ШКОЛ НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ К НУШ

Это не удивительно, потому что по действующим государственным строительным нормам (ГСН), зоны и площади для маневров с перестановкой мебели не предусмотрены. Есть еще старые санитарные правила и нормы содержания и обустройства школ (Министерство здравоохранения уже несколько лет не может утвердить новые), и ГОСТы для школьной мебели (их должно было актуализировать Минэкономразвития). По-хорошему, школьную реформу надо было начинать с этого.

Для НУШ нужны современные одноместные парты, которые можно переставлять для групповой или индивидуальной работы. Но если классы переполнены, парты не то, что переставлять, а даже разместить в кабинете сложно.

Как указано в Отчете, на 1 сентября 2018-го, когда стартовала реформа, 13% первых классов были переполнены, в них училось более 30 учеников. По Киеву такая ситуация в 30% школ, в Днепропетровской области в 36%. По нормам, площадь класса должна быть такой, чтобы на одного ученика приходилось 2 кв. м. Но половина помещений первых классов не соответствует этой норме. Более того, каждый пятый учебный кабинет первоклассников нуждался в текущем ремонте, и как минимум треть ремонтов оплачивали родители.

НЕКАЧЕСТВЕННАЯ МЕБЕЛЬ

Еще одна причина того, что не все школы могли «создать новую образовательную среду», заключалась в том, что местная власть иногда закупала некачественную продукцию, не соответствующую ГОСТам и возрастным особенностям детей. В некоторых школах вместо того, чтобы взять новые одноместные парты, распиливали старые двухместные и приставляли к ним ножку. «Мы называем это не «распилом» старых парт, а «модернизацией», – объясняла СМИ директор школы в Одесской области. – Эти парты очень хорошие и удобные, и высоту стола можно регулировать под рост ребенка. Мы их оставили, хотя и получили новые современные».

Аудиторы отметили, что одноместные парты, закупленные на государственные средства местной властью, часто не соответствуют стандартам, не имеют сертификата качества и вредят здоровью.

Большинство одноместных парт, которые не соответствуют ГОСТам, изготовлены украинскими предприятиями, «что свидетельствует не только о небрежности распорядителей средств, но и о недобросовестности отечественных производителей». Так сказано в отчете Счетной палаты.

Очевидно, производители мебели оказались не готовы к выполнению крупного заказа. Бывали случаи, когда предприниматели, выигравшие тендер на мебель, позже посылали в управление образования письма, где сообщали, что не успевают своевременно выполнить заказ. Или давали бракованную продукцию, которую им потом возвращали. Некоторым руководителям управлений образования пришлось лично ездить на мебельные предприятия, чтобы решить ситуацию.

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С РЕФОРМОЙ

Внедрение масштабной реформы стало вызовом для громад, и многие из них с ним справились, но факты из аудита свидетельствуют о том, что удалось это далеко не всем. У аудиторов есть вопросы и к распределению государственных средств, и к тому, как они тратились, и насколько это было законно. Некоторые громады возвращали неосвоенные остатки образовательной субвенции. «Использование средств субвенции осуществляется низкими темпами, что свидетельствует о неэффективном управлении средствами», – указано в Отчете.

При этом в 9 областях, где существует риск возврата местными бюджетами средств в государственный бюджет, есть 523 первых класса, вообще не получивших в 2019 году дидактических материалов, современной мебели и оборудования.

Здесь ответственны не только управления образования, но и местные советы, которые должны были распределить средства субвенции, но тянули время, потому что то не могли своевременно собраться на сессию, или делали финансовые вопросы заложниками политических договоренностей и торгов.

«Фактически деньги субвенции распылялись между мероприятиями, для распорядителей главным было быстрее их использовать, но достигались ли при этом поставленные задачи, никто не анализировал. Установлено также, что Кабинет министров и МОН надлежащим образом не контролировали соблюдение софинансирования за счет местных бюджетов закупки и доставки товарно-материальных ценностей для школ», – отмечают в Счетной палате.

Не для всех первоклассников были созданы равные условия обучения в НУШ, отмечают аудиторы. Например, в одном из районов Харькова 89 первых классов, а компьютерное оборудование приобретено для 51. Общий вывод аудиторов печальный: средства, выделенные на НУШ, использовались неэффективно, и это даже привело к убыткам государству.

В этом году Минобразования внедряет проект «Состоятельная школа для лучших результатов», на который в госбюджете предусмотрено 3,5 млрд грн. Запросы в облгосадминистрации от Министерства образования и науки о потребностях под эту субвенцию не поступали, зато указания уже есть. И снова это может привести к необоснованным расходам из государственного бюджета.

Статьи по теме