Новости экономики 

Как помочь сельскому хозяйству

Мегаполисы притягивают талантливых и предприимчивых людей как магнит. Так уж ли необратим и закономерен процесс «оттока мозгов» в крупные города?

Слова «хочу стать частичкой тебя, Нью-Йорк, Нью-Йорк» стали девизом для многих. Фрэнк Синатра воспел город, который всегда манил честолюбивых людей со всего света. Эту притягательность легко объяснить. Мегаполисы вроде Нью-Йорка с их мультикультурным населением, транснациональными корпорациями и множеством талантов изобилуют возможностями. Но большие города влияют не только на экономику и культуру. Это воздействие гораздо глубже. Города в корне меняют жизнь людей и даже их самих.

В 2010 году исследователь Джеффри Уэст из Института Санта-Фе и его коллеги подметили интересную закономерность. По мерс роста численности населения в городе сразу увеличиваются несколько социально-экономических показателей. Причем отражающих как позитивные, так и негативные тренды. Например, чем больше город, тем выше в нем средняя зарплата, производительность труда и количество патентов на изобретения в пересчете на каждого жителя. Одновременно растет преступность и заболеваемость ВИЧ, усиливается чувство тревоги.

Ученые подсчитали, что когда город разрастается вдвое, каждый показатель деловой активности в нем увеличивается примерно на 15% на душу населения. Поэтому люди и переезжают в мегаполисы. И именно поэтому города процветают. Данная закономерность справедлива безотносительно к начальному размеру города. Но она не единственная. Появляется все больше свидетельств тому, что схожим законам подчиняются куда больше аспектов городской жизни, чем выявили Уэст и его коллеги.

Как могут такие разные с виду города, как Нью-Йорк с его высотками и Париж, известный своими широкими бульварами, развиваться но одним и тем же правилам? Если Шекспир прав и города есть не что иное, как их обитатели, то ответ кроется в характере связей, взаимодействия и общения его жителей. Еще вчера развернутое изучение сложных социальных сообществ было невыполнимой задачей — у исследователей отсутствовали нужные инструменты. Все изменилось с распространением интернета. Миллиарды людей получили возможность легко и быстро объединяться в сообщества, а у исследователей появились инструменты для их изучения.

Недавно группа ученых из Массачусетского технологического института и института Санта-Фе решила выяснить, как изменяются сообщества людей в зависимости от размеров города. В исследовании использовались анонимные данные, полученные от европейских телеком-операторов. Результаты поразительны: в больших городах люди не только быстрее ходят (это подметили еще в 1960-х), но и быстрее заводят и меняют друзей. Этот феномен, вероятно, связан с фактом, выявленным Уэстом: чем крупнее мегаполис — тем больше люди взаимодействуют. Восемь миллионов обитателей Лондона постоянно общаются с вдвое большим числом людей, чем 100 000 жителей Кембриджа. Более высокая интенсивность общения — и, следовательно, обмен идеями, совместная деятельность и даже распространение заболеваний — объясняет то, как размеры города влияют на социально-экономическую сферу.

Но есть и другая тенденция, характерная для городов любых размеров: люди склонны строить вокруг себя «деревни». Коэффициент кластеризации сообществ — вероятность того, что друзья определенного человека будут дружить и между собой — в мегаполисах очень стабилен. Проще говоря, люди повсеместно склонны жить общинами.

Разумеется, эту идею выдвигали и раньше. Например, урбанист Джейн Джекобе описывала взаимодействия, возникающие в районах Нью-Йорка, как «замысловатый балет, в котором отдельные танцоры и ансамбли исполняют свои партии и чудесным образом усиливают друг друга».

Вопрос в том, смогут ли открытые учеными закономерности высвободить энергию взаимодействия между людьми в небольших городах. Это помогло бы их жителям получить доступ к некоторым благам, характерным для мегаполисов. В этом смысле важно понимать фундаментальное отличие «городских деревень» от их сельских двойников. В последних сообщества чаще всего обусловлены родственными связями, близостью либо историей. Городским жителям, напротив, доступна масса возможностей для создания «персонализированных деревень» по социальным, интеллектуальным или творческими предпочтениям.

Подготовлено в соавторстве с научным сотрудником лаборатории «Разумный город» Мэтью Клоделем.

Статьи по теме