Истории наших подписчиков 

Листая старый альбом

Как-то мы с мамой делали генеральную уборку в квартире бабушки. Я пылесосила «Я» книги в шкафу вдруг из одной старой-престарой книжки выпал снимок. На нем молодая девушка с цветами. Счастливая и улыбающаяся.

— Мам, кто это? — полюбопытствовала я.

— Понятия не имею! У бабки спроси! — отмахнулась мама.

— Вот она где! А я уж думала, что потеряла эту фотографию! Искала, искала, да и не нашла! — бабуля очень обрадовалась находке. — Это моя старшая сестра Галочка. Ее в войну немцы в Германию угнали. Да так и не вернулась. Сгинула где-то на чужбине, — бабушка вытерла уголком платочка непрошенную слезу.

— Ее угнали, а тебя,- нет?

— Маленькая я была еще. После того как дом наш разбомбили, меня учительница из школы к себе забрала, а что с Галей случилось, никто не знает. Потом люди рассказывали, что якобы угнали ее, но точно ничего не известно. Как уж я плакала, как плакала! Ведь кроме Галочки, у меня и родных-то больше не было. Потом, после войны, в детский дом попала… Так бы и выросла сиротинушкой, да нашлись хорошие люди, удочерили, свою фамилию дали… А все, что удалось спасти в пожаре, — этот снимок, несколько книг, альбом со старыми фотографиями, и больше ничего…

— Бабушка, а искать ты ее не пробовала?

— Где? В Германии?

— Ну, не знаю…

— Вот и я о чем! Ладно, положи фото в альбом, туда, где фото родителей моих покойных. Пусть все вместе лежат. Я хорошо помню, когда этот снимок был сделан. Фотографировал Галочку Илья, ее жених. Они уж и к свадьбе готовились, а тут война… Его в первые дни и забрали в армию, а вскоре повестка пришла: пропал без вести. Галя сама не своя стала, все твердила, что Илюшка обязательно вернется, что это ошибка…

— А что потом?

— Я ж говорю: угнали ее на работу фрицы поганые… А Илья и правда вернулся, говорил, что контужен был, в плен попал, потом сбежал, горевал сильно по невесте своей, так никогда и не женился. Да ты его знаешь: Илья Степанович, бывший директор техникума. Потом неоднократно я видела, как она доставала фото сестры, рассматривала и что-то шептала. Может, молилась? А возможно, просто вспоминала прошлое… Прошли годы. Однажды листала я старый альбом. И снова мне попалась та фотография. Не знаю, что заставило меня отсканировать снимок и разместить в одной из социальных сетей. «Возможно, кто-то что-нибудь знает о судьбе Галины Ивановой. По версии бабушки, ее старшую сестру угнали в Германию. Очень надеюсь на помощь!» И случилось чудо: мне написала женщина из Финляндии. «На этом снимке моя мама. Во всяком случае, очень похожа. Она тоже была угнана в Германию из СССР. Там познакомилась с моим отцом. А после войны уехала вместе с ним к нему на родину. Завтра поеду к ней и расспрошу обо всем. Потом вам отвечу». Я боялась сказать бабушке о том, что, возможно, ее сестра жива. Старое сердце могло не выдержать радости. С нетерпением ждала ответ. И он пришел. «Дорогая моя незнакомая внученька! — писала мне Галина. — Я даже предположить не могла, что

Катенька осталась жива. Ведь в дом попала бомба, соседи сказали, что все погибли. Вот и не стала я возвращаться на Украину. Зачем? Никого из родных в живых не осталось. Все же попытку выяснить судьбу сестры я сделала много-много лет назад. Но, сама понимаешь, Катерина Ивановна Иванова — очень распространенное сочетание. Не получилось у меня ее разыскать, а жаль… Мы с дочерью и внуком хотим увидеться с вами. Что скажешь на это?» Мы созвонились с Галиной, договорились о встрече, и я задумалась: у бабушки больное сердце, как рассказать ей все? Не сделаю ли ей хуже? Но и скрывать правду я не могла. Решилась и приехала к ней.

— Бабуль, ты это… не волнуйся только…

— Что еще случилось? — недовольно буркнула старушка. — Я, когда ты издалека начинаешь, всегда опасаюсь.

— На этот раз новость хорошая!

— Хм… Какая?

— Ты присядь…

— Так. Не темни. Говори уже!

— Бабушка, твоя сестра Галина… — начала я.

— Жива? — перебила она меня.

— Откуда ты знаешь?

— Снилась она мне давеча. Все такая же молодая и красивая! Идет мне навстречу по цветущему лугу, улыбается… Сон такое реальный, что и просыпаться не хотелось! А утром птица в стекло ударилась. Это к гостям… Вот ты и приехала с хорошей новостью!

Галина Юхансен с дочерью Эрикой и внуком Андре приехали в воскресенье. Я не могла без слез смотреть на встречу двух сестер, которые не видели друг друга много лет.

— Прости, Катюша, что не разыскала тебя, — плакала Галина. — Думала, погибла ты в ту бомбежку. Правда, потом запрос делала, но безрезультатно…

— Оно и неудивительно: ведь у меня другая фамилия, от приемных родителей, — старушки, обнявшись, плакали. — Галь, у меня для тебя есть новость… Илюшка то твой жив…

— Что? Где он? — вскрикнула Галина. — Я всегда знала…

— Скоро на обед пожалует. Я ничего ему о тебе не говорила, просто пригласила, и все. В это время раздался звонок в дверь. На пороге — Илья Степанович. Подслеповато прищурившись, посмотрел вглубь комнаты, а потом пошатнулся и вскрикнул:

— Галя… Галочка! Галчонок! Я всегда знал, что ты жива! Верил, что мы еще встретимся! Только не говорил никому, чтобы не посчитали ненормальным! И всю жизнь любил тебя, моя дорогая! «Интересно, сколько же Степанычу? В сорок первом Галине было семнадцать, и ему, вероятно, лет двадцать… Значит, сейчас… За восемьдесят! Вот это да! Всю жизнь любил ее и ждал!» — в носу защипало, на глаза набежали слезы.

Не хотелось им мешать, и я вышла из комнаты. Но, каюсь, подслушивала их разговор:

— А помнишь, Галочка…

— А это помнишь, Катенька…

— Галочка, какая   же ты   красивая! — растроганно сказал Степаныч. — Кажется, и не было этих долгих лет разлуки с тобой, Галчонок! Я заглянула в комнату. Степаныч держал свою Галочку за руку, не сводил с нее глаз, улыбался и был счастлив. А ведь она действительно была красива особенной, нестареющей красотой доброго и умного человека.

— Теперь я и умереть могу спокойно! Тебя увидел напоследок!

— Илюшенька, что ты такое говоришь? Какие наши годы? После той встречи бабушка Галина прожила еще лет десять, похоронили ее по завещанию здесь, на родине, немногим больше прожил Илья Степанович, до последнего дня ходивший с цветами на могилу к своей Галочке.

А я часто думаю: а если бы тогда фотография не выпала из книги? Мы бы никогда не узнали, что Галина жива, что у нас есть родственники в Финляндии… А Илья Степанович никогда бы не встретился со своей Галочкой.

Статьи по теме