Новости экономики 

Искать, пробиться и завоевать

Тысячи раз писано, что иероглиф слова «кризис» на китайском языке имеет два значения, одно из которых -возможность. И таких возможностей сейчас хоть отбавляй. Хотя чтобы их реализовывать, надо иметь много железа в организме. «Действительно, во время кризиса идет спад деловой активности. И лишь немногие видят в таком «охлаждении» открытую дорогу», — отмечает интернет-маркетолог и предприниматель Сергей Кириенко.

 

Взгляд за горизонт

Где возможности? Опытные предприниматели говорят, что даже в уже занятых многими нишах можно себя реализовать. Но и альтернативных направлений предостаточно. Место «под солнцем» сегодня во всем, что связано с экологией, энергосбережением, повышением эффективности самого бизнеса. А также в новых технологиях, которые облегчают нашу жизнь (например, с помощью разнообразных носимых устройств), интегрируют всевозможные сервисы (платежные, поисковые, билетные) в повседневность.

Кроме того, потребитель ценит личностный подход. Когда то, что он покупает, или то, чем пользуется, сделано именно для него. Да, наивно полагать, что можно добиться столь высокой персонализации бизнеса, но стремиться к тому, чтобы это ощущение не покидало клиента, обязан любой бизнесмен. На состоявшейся в Киеве 28 октября инвестиционной конференции — на нее съехалось больше двухсот представителей солидных инвестиционных структур из США, ЕС и Азии — много говорили о трех ключевых точках роста для Украины — АПК, энергетика, энергосбережение. Да, там меряли инвестиционные проекты миллиардами и сотнями миллионов, основные участники ориентированы были на крупный бизнес. Но развитие любых подобных сегментов непременно тащит за собой, как локомотив вагоны, целые пласты среднего и малого бизнеса — подрядчиков и поставщиков.

Особенно впечатлили перспективы агропрома — хоть сейчас открывай нечто, связанное с обслуживанием нужд средних и крупных агрофирм. Однако давайте не будем забывать, что работа любого бизнеса зависит не только от гениальной идеи и блестящей команды. Немалое значение имеет внешняя среда обитания. Об этом, в частности, шла речь на конференции «МСБ: Финансы, налоговое планирование и разрешительные процедуры», организованной журналом «Деньги» 21 октября 2014 года. Участники мероприятия сошлись во мнении, что один из важнейших факторов нормальной работы бизнеса — политическая и экономическая стабильность в стране. Ни аннексия Крыма, ни война на Востоке не идут на пользу. Приходится либо сворачиваться, либо переезжать в более спокойные регионы. В то же время требует новых идей и рук оборонная промышленность, очень ценны любые проекты, связанные с помощью переселенцам и беженцам. А все это — новые вызовы.

 

Налоги впрок

Вторая важная составляющая бизнес-климата — налогообложение. С одной стороны, украинские власти за последние несколько лет «вылепили» хоть какую-то налоговую систему. С другой, она неповоротлива, обременительна, и есть множество «перекосов» в подходах к налогообложению, отчетности, распределению налоговых поступлений в бюджет. Все это провоцирует непрозрачность фискальных потоков (когда фактически мелкий бизнес содержит крупных плательщиков), зарплаты в конвертах, а также коррупцию. В итоге еще летом нынешнего года правительство затеяло налоговую реформу. Пока что она остается лишь на бумаге, но изменения грядут кардинальные. Во-первых, власти намерены сократить количество налогов с 22 до 9, в том числе 13 налогов укрупнить до 5. Это, в свою очередь, уменьшит количество проверок бизнеса, сократит затраты времени и средств на учет и отчетность.

Во-вторых, есть планы по снижению ставки ECB. Конкретные значения в Государственной фискальной службе пока не озвучивают, но глава ГФС Игорь Билоус в одном из интервью заявил, что необходимо стремиться к среднеевропейскому уровню налогообложения зарплаты — 36,1% (в Украине сейчас трудовые доходы облагаются по ставке до 50%). Это, по идее, должно вывести от 20 до 50 млрд. грн. из «конвертов». Но пока нет особого доверия к обещаниям по поводу того, что вся эта затеянная «детенизация» пройдет для МСБ действительно без шоков. Одна только история с НДС-счетами (см. стр. 6) чего стоит.

В-третьих, ограничения операций с наличными. Вместо 150 тыс. грн., существующих сейчас, планку оплаты «живыми» деньгами хотят снизить до 18,3 тыс. грн. (15 прожиточных минимумов) .

Не исключено, что власти все-таки «тронут» упрощенную систему. Еще в сентябре изменения предполагали увеличение предельного годового оборота для 1-3-й групп, а также ставок. Однако это скорее номинальные шаги, чем радикальные. И реальность говорит о том, что фискальная система с 1999 года и до сих пор шла исключительно по пути увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

 

Бережем и экономим

Еще одна непростая задача для каждого предпринимателя, как растущего, так и повзрослевшего, -борьба с издержками. Ведь если есть затраты, от которых отказаться невозможно (на персонал, на содержание материальной базы, на сырье и материалы), многие издержки можно резать. Начиная от содержания административного аппарата и заканчивая необоснованно дорогой арендой офиса, непродуманной логистикой товаров, которая «выедает» значительные бюджеты.

Особая роль в такой экономии лежит на финансовой службе, которая за счет правильного распределения денежных потоков вполне может регулировать траты. «Например, централизация функций или создание общих центров обслуживания. Но для этого необходимо изначально понимать, где происходит «утечка» средств, провести оценку бюджета компании, налогового давления, отчетности и учета», — рассказывает менеджер отдела консультационных услуг по повышению эффективности бизнеса EY в Украине Катерина Дудка. Ну и, безусловно, реклама. Эпоха громоздких рекламных бюджетов в прошлом. Задача маркетинга — точно выходить на цель — на готового покупать потребителя. В этом смысле традиционные инструменты, такие как наружная реклама или ТВ, работают неэффективно. Если для крупного и среднего бизнеса реальный эффект дают пресса, радио и Интернет, то для малого бизнеса идеи фокусируются вокруг онлайн-продвижения. Партизанский маркетинг? Почему бы и нет, а следующая ступенька — разработка полноценной продающей онлайн-площадки, а также использование дополнительных способов массового привлечения: e-mail, социальные сети и т. д. «Все это инструменты; которые подходят для накопления новой базы клиентов. Особенно предпринимателям, намеренным продавать товары и предлагать услуги немассового спроса либо создавать этот спрос самостоятельно», — рассказал основатель компании UaMaster Евгений Шевченко.

Статьи по теме