Деньги на зернах: выгодно ли открывать кофейню

Наверное, все уже заметили, что в столице пропали «розовые улитки», в которых ранее варили неплохой кофе. Остались единичные передвижные кофейни, которые расположены у входов в парки, на выходах из некоторых станций метро и на оживленных улицах. Чаще всего покупатели приобретают напитки в стационарных киосках. Они, к слову, и составили конкуренцию кофейням на колесах. По статистике, последних стало меньше в 10 раз.

Пропустить через 13
Заработать можно 30–40 тысяч в месяц
Четыре года назад столичные власти решили навести порядок на улицах города, где располагались несколько тысяч передвижных кофеен. Самыми яркими по форме были «розовые улитки», в которых продавали кофе возле ст. м. «Золотые ворота», «Дворец спорта», «Олимпийская», «Позняки», «Почайна», «КПИ» и пр. Много кофеен на колесах было возле рынков, на проходных улицах и даже в парках. Часто на одном пятачке работало сразу несколько предпринимателей.

Но в 2015 году Киевская администрация разработала схему для размещения около 300 кофеен, места под которые распродавались на аукционе. Всем остальным пришлось покинуть город.

«Я давно занимал это место и смог легализоваться возле парка «Отрадный». Торговля идет бойко, поскольку за много лет люди привыкли к моей торговой точке», — рассказывает «Вестям» Алексей Байчиков.

Бизнес-2019: чем стоит заняться, чтобы не прогадать

Профильные ассоциации проводили акции протеста и передвижные кофейни неоднократно привозили под стены мэрии. Чиновники в ответ увозили продавцов, которые устанавливали кофемашины без разрешения. Но в конечном счете бизнесмены проиграли. «Улитки» переехали в те города, где местные власти выбрали не такую жесткую политику, как в Киеве.

Тем не менее продажа кофе на улицах по-прежнему считается выгодным бизнесом, рассказывает предприниматель Алексей Байчиков. Сейчас приобрести б/у кофейню на колесах можно за $2000–2500.

«Еще половину от этой суммы придется потратить на закупку стаканчиков, кофе, молока и прочих комплектующих и расходных материалов. Все эти вложения окупаются довольно быстро — за несколько месяцев», — рассказывает он.

Зарабатывать в удачном месте можно 30–40 тыс. грн в месяц. Такую зарплату в Киеве платят руководителям среднего звена. Правда, работать бариста придется по 12 часов в сутки и едва ли не ежедневно. Потенциальные покупатели должны привыкнуть, что в конкретном месте всегда стоит автомобиль по продаже кофе. Поэтому некоторые предприниматели объединяются и продают напитки по очереди. Если кофемашина стоит в одном и том же месте каждый день, то ее продажи вырастают на 30–40%.

Кофейный бизнес действительно выглядит привлекательно — небольшие вложения, любовь потребителей к напитку и простое в эксплуатации оборудование. Но передвижных кофеен становится все меньше. В Киеве сейчас работает, по оценкам экспертов, всего несколько сотен кофемобилей.

Конкуренция ужесточается
Мобильные кофейни уезжают и по другим причинам, рассказывает глава директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. «Главное преимущество передвижных кофеен — возможность переезжать из одного места в другое. Это удобно, если продажи идут плохо. В этом случае можно найти более оживленную площадку», — говорит он.

Но киевские власти не предоставляют предпринимателям такую возможность, поскольку за каждым из них закреплено отдельное место. Смысла устанавливать на площадке передвижную кофейню нет — можно открыть киоск.

«Тем более что эти автомобили могут быть опасными. Только в Киеве фиксировалось несколько случаев их возгорания», — говорит Кривонос. Например, в конце ноября 2016 года передвижная кофейня загорелась недалеко от Киеврады. Возгорание оказалось настолько сильным, что дым заполнил всю центральную улицу города. Автомобиль по продаже кофе был уничтожен.

Конкуренция на кофейном рынке очень жесткая, говорит генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. И передвижным автомобилям очень сложно конкурировать с остальными игроками.

С чего начать свой бизнес и как не прогореть

«В Киеве работает свыше 1500 точек по продаже кофе. На одном месте можно встретить сразу несколько киосков и небольших кофеен. Киев уже перенасыщен предложением», — говорит она. Установить автомобиль, даже если бы это было разрешено, уже попросту негде. Все самые проходные места заняты.

Но предложения продолжают расти. Ольга Насонова говорит, что снять небольшое помещение и открыть киоск по продаже кофейных напитков можно за 30–40 тыс. грн. Причем вернуть инвестиции можно за два-три месяца, а ежемесячный заработок может составлять 15–20 тыс. грн. Невысокий размер инвестиций и неплохой доход привлекают предпринимателей в этот сегмент. Некоторые предпочитают начинать свой бизнес с франчайзинга. Андрей Кривонос говорит, что в Киеве уже появились крупные кофейные сети, среди которых Aroma Kava, «Франсуа», «Львовские круассаны» и пр. Чаще всего они открывают свои объекты в новых торговых центрах.

Высокая конкуренция приведет к тому, что в ближайшие два года количество кофеен будет сокращаться, прогнозируют опрошенные «Вестями» эксперты. Просто сварить кофе — недостаточно, потребители обращают внимание на качество напитков (может быть крепче или мягче по желанию потребителя), сервис (могут ли нарисовать красивую картинку на молочной пене) и качество стаканчиков (наличие специальных картонных «держателей» становится обязательным). Даже в небольшой кофейне должно быть соевое или миндальное молоко, а также готовые бутерброды и сладости. В некоторых кофейнях пошли еще дальше и предлагают посетителям готовые обеды или расфасованные салаты.

Борьба не на жизнь, а на смерть
Те, кто не сможет повысить сервис, вынуждены будут демпинговать. И в первую очередь это коснется передвижных кофеен, у которых, в отличие от киосков, нет возможности установить холодильное оборудование и предлагать потребителям еду.

«Цены на напитки будут снижаться. Чтобы привлечь потребителей, придется продавать кофе или чай дешевле, чем у конкурентов. Иначе можно потерять клиентов», — рассказывает Алексей Байчиков. Кроме того, ему пришлось приезжать на свою точку раньше — в семь утра, чтобы предлагать напитки раньше, чем расположенные по соседству киоски. Предпринимателю удалось увеличить количество клиентов за счет спортсменов, которые после утренней пробежки приобретают у него кофе или чай.

«Цены снижать можно, но чтобы зарабатывать, нужно будет увеличить объемы продаж. Поэтому мне приходится раньше приезжать и позднее уезжать. Те, кто не смогут приспособиться к новым реалиям, вынуждены будут закрыться. Сейчас на кофейном рынке идет борьба не на жизнь, а на смерть», — говорит он. По прогнозам экспертов, закрыться может каждая десятая точка.