Полезные советы 

Из-за долгов за ЖКХ в Украине могут повысить тарифы

Кризис неплатежей за услуги ЖКХ — уже реальность. За минувший год украинцы чуть ли не вдвое увеличили свои долги за коммуналку. А в декабре 2018 года свои счета и вовсе не оплатили более 40% украинцев. Эксперты говорят: всему виной — возросшие тарифы и задержки с начислением субсидий. Тем временем поставщики услуг уже активно принялись отключать должников от коммуникаций и придумывают все новые методы.

Долг вырос на 70%
Задолженность украинцев по оплате услуг ЖКХ по итогам 2018 года достигла 55,6 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики. При этом на конец декабря 2017 года украинцы были должны за коммунальные услуги 32,3 млрд грн. То есть за последний год долги украинцев увеличились на 23,3 млрд грн, или 72,1%. Всего за 2018 год уровень оплаты населением за ЖКХ составил 80,6%.

Но ситуация резко ухудшилась в последние месяцы. Например, в декабре 2018 года украинцы оплатили только 58% из начисленных сумм. «Это очень низкий уровень оплаты, который не покрывает затраты на энергоресурсы, из-за чего повышаются долги за газ, а по цепочке растет задолженность за оборудование, материалы и зарплаты подрядных организаций, задействованных в этой отрасли. Причин, почему так происходит, несколько. Среди них и сам тариф, и его прозрачность, и организационные вопросы сбора денег».

Связывают резкое снижение уровня оплаты услуг ЖКХ с тарифами и другие эксперты. «Людям подняли тарифы на газ с ноября, в декабре они получили первые платежки. И, по всей видимости, это сыграло свою роль. К тому же сейчас есть некие проблемы с начислением субсидий».

Он также отметил, что ожидать улучшения ситуации в обозримом будущем не стоит, особенно, учитывая, что с 1 января в Украине выросли тарифы на горячую воду и отопление в среднем на 16%, в зависимости от региона. «На фоне роста тарифов всегда увеличиваются неплатежи. Вряд ли этот рост компенсируется соизмеримым повышением доходов, плюс инфляция высокая».

В свою очередь, экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко считает, что «кризис неплатежей» может затянуться. «Наступает порог чувствительности, когда люди просто не могут платить такие суммы. Квитанции за отопление выросли на 30%. Плюс новая методика оплаты за помещения общего пользования вступила в силу. Поэтому, когда люди видят новые цифры в платежках, они машут рукой и говорят: «Да идите вы на фиг с такими суммами!» К тому же тепло пока подорожало не везде. Например, в Киеве люди получат квитанции с возросшими тарифами только в феврале. Поэтому в этом месяце следует ожидать дальнейшего увеличения долгов».

Задержка субсидий
Впрочем, по его словам, такие задержки уже стали нормой. «Об этом люди знают. У нас в мае уже не первый год меняется программное обеспечение и сам порядок назначения субсидий», — сказал Бутченко.

Он также отметил, что еще одна волна неплатежей может возникнуть, когда будет происходить непосредственно монетизация, в рамках которой субсидии начнут приходить на банковские счета. «Тогда задержка может быть еще существеннее. Ведь пока всем откроют счета, пока люди разберутся, сколько платить, что к чему и т. д. В таких случаях мы предлагаем людям оплатить всю сумму платежки, а когда мы назначим субсидию, она упадет в переплату, которую можно будет тратить в следующем месяце. Но люди, видимо, платить не захотели».
Повышение тарифа неизбежно
Как бы там ни было, рост долгов по коммуналке, мягко говоря, ничего хорошего не сулит. По словам Плачкова, первыми, кто ощутит на себе грядущий «кризис неплатежей», станут предприятия, задействованные в энергетической отрасли, а следом и все население.

Особенно сильно долги ударят по состоянию коммунальной инфраструктуры. «В старых районах крупных городов мы наблюдаем постоянные прорывы труб как горячего теплоснабжения, так и в последнее время холодного. А учитывая рост задолженности, можно предположить, что будет только хуже. Непонятно, куда уходят деньги населения. Ведь львиная доля от начисленных сумм за тепло и горячую воду — это оплата за энергоноситель. Но ничего не строится, не модернизируется. Ни контроля за целевым использованием, ни контроля качества, ни защиты потребителя. Все это ведет к очередному повышению тарифов, потому что деньги на модернизацию инфраструктуры неоткуда больше брать», — говорит Марунич.

Что грозит должникам
Тем временем поставщики услуг уже активно принялись отключать от коммуникаций должников. В отопительный сезон оставлять украинцев без горячей воды и тепла не имеют права. А вот отключить холодную воду, газ или свет — запросто.

«Конечно, мы отключаем от света должников. Но это крайняя мера. Сначала мы пытаемся решить вопрос мирно: звоним, выясняем, почему не платили, предлагаем рассрочить платежи. Но если это не помогает, а долг продолжает накапливаться, то мы идем в суд и отключаем услугу», — сказали нам в компании. При этом чаще всего отключают от света конкретные квартиры.

Нашли способ точечно наказывать должников и в «Киевводоканале» — там им перекрывают водопровод. «Холодная вода и водоотвод занимают всего 5–7% от самой платежки. Поэтому сказать, что у нас катастрофическая ситуация, нельзя. Но у нас есть 10% населения, которые не платят за коммуналку принципиально. И повышение тарифов на их позицию не влияет абсолютно. Вот с ними и боремся при помощи отключения. В многоквартирных домах мы используем специальные заглушки, которые спускаются в стояк с технического этажа или крыши дома. Сама конструкция раскрывается в трубе, закрывая нужный выход в стояк.
По ее словам, такие методы оказались довольно действенными. «Статистика показывает, что после отключения услуги люди начинают активно обращать внимание на свои долги. Как только в районе появляется машина отключения должников, уровень оплаты у нас увеличивается», — добавляет Яковлева.

Статьи по теме