Отношения Украины с Россией: расставлены все точки над «і»

Верховная Рада Украины большинством голосов одобрила проект закона «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией». Так называемый «Большой договор», решивший множество проблем и множество проблем создавший, нарушаемый буквально с первых лет существования, превратившийся в последние годы в бумагу, пригодную лишь для апелляции к ней в международных судах, нашел свой логический конец.

Клубок проблем

Сегодня, с высоты лет, многие обвиняют президента Леонида Кучму, заключившего с Россией Договор о дружбе, в недальновидности. Однако на момент подписания этот документ, как тогда казалось, позволял Украине решить ряд крайне важных вопросов. Чтобы понимать, насколько он был необходим для Украины, нужно вспомнить условия, в которых пребывала страна к моменту подписания Договора.

В средине 90-х отношения Украины и России трудно было назвать безоблачными. Украина – уже больше пяти лет независимое государство. Однако сосед, с которым наша страна имеет наибольшую протяженность границ, до сих пор эти границы не признает, от переговоров уходит. В Крыму при поддержке России растут сепаратистские настроения. В 1994-м президентом Крыма становится пророссийский Юрий Мешков, и Украина едва не потеряла полуостров.

В Севастополе базируется флот с непонятным статусом – корабли ходят под общим флагом, командование осуществляется со стороны Украины и России.

Украина должна России за газ, должна, по тем временам, много, и долг этот постоянно растет. Угроза утраты экономической независимости – проще говоря, того, что ключевые предприятия нашей страны заберут за долги – велика. Россия такие варианты перманентно предлагает.

Но в первую очередь для Украины важно, конечно, официальное признание Россией нашей территориальной целостности, границ.

«На то время уже был подписан Будапештский меморандум. Но все-таки меморандум – это, по сути, декларация. Украине же был необходим полноценный договор, в котором Россия признавала нашу территориальную целостность».

Предложения Украины решить имеющиеся проблемы наталкивались на откровенное непонимание Москвы.

«Прошло совсем немного времени со времени распада СССР. В команде Ельцина, а тем более среди его оппонентов, коммунистов, доминировало мнение, что Украина долго не протянет – вот-вот распадется либо вернется под крыло России», – вспоминает руководитель Центра проблем Российской Федерации Национального института стратегических исследований Петр Бурковский.

Как НАТО помогло Украине «дожать» Россию

Но к 1997 году сложились условия, позволяющие Украине разговаривать с северным соседом на равных. Россия была ослаблена поражением в Чеченской войне, президентскими выборами, в которых Ельцин с большим трудом одолел коммуниста Зюганова. И это было шансом для Украины решить наболевшие вопросы не под диктовку России.

Кроме того, в Москве стали серьезно опасаться сближения Украины с НАТО.

«Тут большую роль сыграло то, что Украина начала очень активно выстраивать отношения с НАТО. Украина настолько далеко продвинулась в этом сотрудничестве, что в Кремле решили: нужно как-то сдержать движение Украины в направлении НАТО. И чтобы она не оправдывала это движение наличием угроз ее границам, нужно дать гарантии безопасности этих границ», – говорит Петр Бурковский.

Забегая наперед, отметим, что буквально через несколько месяцев после подписания «Большого договора» опасения России оправдались. Была подписана «Хартия об особом партнерстве НАТО и Украины», ставшая качественно новым этапом в евроатлантической интеграции нашего государства.

За все хорошее

В итоге в мае 1997 года во время визита Бориса Ельцина в Киев «Большой договор» был подписан. Для Украины ключевым был второй пункт документа. В котором впервые на международном уровне (за исключением упомянутого декларативного Будапештского меморандума) Россия признавала нашу территориальную целостность. Параллельно был подписан договор о разделе Черноморского флота. Который, в свою очередь, был привязан к реструктуризации украинских долгов за газ 1991-1997 годов.

«Для Украины ключевое значение имело признание территориальной целостности, – говорит Алексей Гарань. – Что касается России, то ее главный интерес – Договор о базировании Черноморского флота. Это, конечно, то, что выстрелило в итоге против нас».

Петр Бурковский также отмечает, что ключевым в Договоре для Украины являлся вопрос границ.

«Была иллюзия, что этот договор сдержит Россию. Но, как писал еще Шерман Гарнетт в конце 90-х, пока Россия слабая, все противоречия будут притуплены. Но как только она начнет экономически развиваться, инвестировать свободные экономические ресурсы в военную силу, она тотчас пересмотрит свою позицию. Все конфликтные вопросы – относительно флота, относительно Крыма – снова возникнут. Так и произошло», – говорит Петр Бурковский.

В целом сам документ имел рамочный вид и представлял собой большую политическую декларацию. В которой Украина и Россия брали на себя обязательство сотрудничать во всех мыслимых сферах, начиная с экономической и заканчивая культурной и социальной. Документ предполагал подписание значительного количества дополнительных договоров по каждому направлению, что впоследствии и было сделано.

«Договор был написан в максимально размытых формулировках, в том числе и по внутриполитическим причинам, – объясняет Петр Бурковский. – В России была сложная ситуация, начинались очередные парламентские выборы. И мы заходили на избирательный цикл 1998-99 годов – парламентские и президентские выборы. И, чтобы не быть обвиненными в своих странах в «зраде», руководство искало компромиссные формулировки».

Когда дружба стала фикцией

Еще одним заблуждением нынешнего времени является то, что Россия нарушила Договор в 2014 году агрессией против Украины. На самом деле договор нарушался северным соседом буквально с момента подписания и с завидным постоянством.

«На самом деле, гордиев узел проблем не был разрублен. Стороны только сделали вид, что он разрублен, – говорит Петр Бурковский. – К примеру, договор предусматривал, что стороны полностью решат проблемы с границами. По сухопутной границе договор был подписан в 2003 году. По Черному и Азовскому морям не подписан вообще. Москва не выполняла положение об уважении к правам украинцев в России. В России не создавались такие же условия для изучения украинского языка, как создавались для изучения русского в Украине. То есть, не соблюдался прописанный в договоре паритет по языкам», – рассказывает эксперт.

Перманентно Россия организовывала «торговые войны» против Украины, не отвечающие ни духу, ни букве Договора о дружбе. В 2005-2009 годах осуществлялся газовый шантаж Украины. И, конечно, прямым нарушением Договора стал конфликт в 2003 году вокруг острова Тузла.

«Возможности, которые предоставлял Договор, на самом деле никогда так и не были реализованы, потому что Россия не имела такого желания, – говорит Петр Бурковский. – У Москвы так не появилось понимания того, что с Украиной нужно сотрудничать и разговаривать как с равноправным партнером. Там доминировала мысль, что Украина должна быть не то чтобы младшим партнером, а вассалом России. Они начали требовать, чтобы мы в ВТО вступали синхронно с Россией, с Евросоюзом сближались синхронно с Россией. То есть, требовать, чтобы мы двигались в их фарватере», – отмечает Петр Бурковский.

«Что мертво, умереть не может»

Де-факто «Большой договор» перестал существовать с началом аннексии Крыма. Отсрочка его прекращения де-юре – всего лишь «производственная необходимость», вызванная желаниям Украины иметь безупречные позиции в международных судах против России.

«В свое время этот договор сыграл позитивную роль для нас. И даже сейчас мы всегда можем к нему апеллировать, это признанный международный договор. И для России в международных судах является убийственным аргументом то, что она этим договором признала нашу целостность, но сама же его нарушила», – говорит Алексей Гарань.

Что же касается нынешнего решения парламента, то, по сути, никаких практических последствий прекращение договора не несет. «Мертвый» уже несколько лет документ лишь получил официальную дату смерти.