Скандал VW. Дизельный АД Volkswagen

Рутинная проверка американского Агентства по охране окружающей среды (ЕРА), выявившая превышение норм выбросов вредных веществ в атмосферу на машинах VW с двигателем 2,0 TDi, грозит тектоническими разломами в ландшафте автомобильного мира, уверен Дмитрий Романенко.

О том, что автопроизводители занижают уровень выбросов вредных веществ и расход топлива своих моделей известно уже давно. В процессе сертификации с машин снимают зеркала и кондиционеры, а сами тесты проводят в «тепличных», далеких от реалий, условиях.

В случае с Volkswagen поражает, прежде всего, масштаб. Из отчета ЕРА, опубликованного 18 сентября, следует, что в реальном режиме эксплуатации дизельные автомобили немецкого концерна выбрасывали оксидов азота в 30-40 раз больше, чем это предусмотрено нормами американского законодательства. Причиной оказалась «закладка» в программном обеспечении, позволяющая обходить ограничения по выбросам вредных веществ. При тестировании мотор к радости экологов работал в «зеленом» режиме, а выехав на дорогу общего пользования демонстрировал (теперь уже на радость клиенту), исчерпывающую динамику. Вкупе с дымным шлейфом.

На скандал в США мгновенно отреагировали финансисты — уже на следующий день акции Volkswagen на домашней Франкфуртской бирже потеряли в «весе» 22%. Затем началась цепная реакция во всем мире: продажи машин с дизелями VW запретили в Италии и Швейцарии, выборочную проверку затеяли в Южной Корее, Великобритании и Франции, а Евросоюз пригрозил проведением собственного расследования. Американские власти потребовали немедленного отзыва 480 тысяч автомобилей VW и Audi, оснащенных двухлитровыми дизелями TDi, аналогичные претензии правительства Германии касаются 2,8 миллиона машин.

Всего же, по предварительным оценкам, проблемные дизельные двигатели затрагивают 5 млн автомобилей Volkswagen, 2,1 млн Audi, 1,2 млн Skoda, 700 тыс. Seat и 1,8 млн коммерческих Caddy и Transporter. Аналитики финансового агентства Credit Suisse оценили потенциальный ущерб концерна Volkswagen из-за скандала минимум в 23 миллиарда евро. В случае пессимистического варианта развития событий убытки могут возрасти до 78 млрд.

А что же руководство немецкого автогиганта? Пообещало, что все исправит и отстранило от работы руководителей департаментов исследований и разработок бренда Volkswagen, а также Audi и Porsche. Но разгорающийся пожар скандала это не погасило. Ушел в отставку не проработавший и полугода главой концерна Мартин Винтеркорн. На его место был назначен председатель совета директоров Porsche Матиас Мюллер. Тот самый, которого в качестве своего преемника называл некогда всесильный Фердинанд Пих.

После этого наблюдательный совет Volkswagen принял решение изменить структуру управления концерном: рынки США, Мексики и Канады объединяются в один — североамериканский, а бренды, выпускающие спортивные автомобили (Porsche, Bentley и Bugatti), также будут сведены в отдельную группу. Остальные марки и холдинг коммерческих машин решили пока не трогать.

Параллельно в недрах немецкого автогиганта шла работа по разработке плана выхода из тяжелой ситуации. И кое-что уже просочилось в прессу: на ближайшие годы Volkswagen отложит или отменит все инвестиционные проекты, кроме ключевых, и примет жесткую программу экономии.

Устранение нарушений на 11 миллионах автомобилей, оснащенных злосчастными дизелями (большинство из них эксплуатируется в Европе), начнется 1 января 2016-го и будет завершено до конца года. На эти цели выделено 6,5 млрд евро. Правда, сам Мюллер допускает, что указанной суммы может не хватить — с учетом неизбежных штрафов и судебных исков. Кроме того, марки, замешанные в скандале, создадут специальные сайты, где будет отображаться текущая информация об автомобилях, попавших под отзыв.

Нашлись, впрочем, и те, кто решил подзаработать на чужом горе.

Так, американская студия Paramount Pictures и принадлежащая знаменитому актеру Леонардо ДиКаприо продюсерская фирма Appian Way собираются снять фильм, посвященный «дизельгейту», сценарий к которому напишет корреспондент New York Times Джек Эвинг.

Вот, собственно, основные события, случившиеся всего за неполный месяц с начала скандала. То, что они будут иметь далеко идущие последствия не только для Volkswagen, сомнений не вызывает. Крупнейшие мировые автопроизводители замерли в напряжении и ожидании: у каждого из них наверняка есть свои «скелеты в шкафу». А в недалеком будущем, с середины 2017 года, новые автомобили в Европе будут проходить для измерения уровня вредных выбросов реальные дорожные испытания, вместо используемых сейчас лабораторных тестирований. И это может стать приговором двигателям на «тяжелом топливе», которые просто вымрут на автомобильном рынке. Как динозавры.