Политические новости 

Ссора Коломойского и Ахметова. Остатки роскоши

Основным предметом споров олигархов собственности станут Глава компании «Энергетические ресурсы Украины» Андрей Фаворов заявил о намерении приобрести Центрэнерго — крупнейший государственный актив в области теплогенерации. В состав Центрэнерго входят Трипольская, Углегорская и Змиевская теплоэлектростанции. Летом этого года коммерческий директор ДТЭК расстался с Ринатом Ахметовым, чтобы основать собственную управляющую компанию. Глава Энергетических ресурсов не называет возможных конечных покупателей Центрэнерго, но его самого связывают с американским энергетическим концерном AES, в котором Фаворов работал до своей карьеры в ДТЭК.

В ноябре правительство начало подготовку к продаже Центрэнерго, Херсонской и Одесской ТЭЦ. Центрэнерго — самый привлекательный объект.

Попытки купить компанию предпринимались украинскими финансово-промышленными группами с 2012 года. Длительное время Центрэнерго фактически контролировала ДТЭК. Но в 2013-м в компании Рината Ахметова неожиданно заявили, что Центрэнерго они покупать не собираются. Тут же стало известно, что предприятием интересуется Александр Янукович. Бизнес сына экс-президента должен был пополниться несколькими ТЭС и выкупленными у государства шахтами. Вертикально интегрированный холдинг старшего сына Виктора Януковича связал бы добычу угля и производство электроэнергии.

 

Ставки растут

Основная часть контрольных пакетов акций, которые готовит для приватизации в этом году Фонд госимущества, принадлежит генерирующим и энергораспределяющим предприятиям. В число первых входят упомянутое Центрэнерго и небольшие Херсонская, Одесская, Николаевская и Днепродзержинская ТЭЦ. Из энергораспределяющих компаний к продаже предлагаются контрольные пакеты Запорожского, Николаевского, Тернопольского, Харьковского и Хмельницкого облэнерго.

Но главным лотом приватизационных торгов, скорее всего, станут объекты, которые пока не значатся в правительственном списке. Приватизация всех без исключения государственных шахт с последующей ликвидацией предприятий, которые не удалось продать, — один из пунктов проекта коалиционного соглашения от Блока Петра Порошенко. Предварительные договорённости участников коалиции по этому вопросу косвенно подтвердил советник Арсения Яценюка по вопросам энергетики Сергей Титенко: «Думаю, очень скоро Министерство энергетики и угольной промышленности из органа государственного управления превратится в орган, который принимает лишь политические решения».

В стране не хватает электроэнергии, которая нужна, в том числе для металлургического производства — отрасли, обеспечивающей поток валюты в страну. В условиях экономического и энергетического кризиса правительство может закрыть глаза на консолидацию стратегических активов у нескольких ФПГ, поскольку сейчас это будет выгодно как потребителям, так и олигархам. «Кто получил контроль над ключевым объектом в интегрально ориентированной структуре, тот за бесценок купит всё остальное. Но для потребителей также выгодно, чтобы все объекты принадлежали интегрированным холдингам. У них ниже цены на продукцию и услуги», — поясняет старший аналитик Центра социально-экономических исследований CASE Владимир Дубровский.

Председатель Энергетической ассоциации Украины Василий Котко считает, что стимулировать борьбу за энергоактивы будет необычайно низкая цена на них. «Даже в прошлом году, ещё до революции, цены на энергетические активы были гораздо ниже их реальной стоимости. Сейчас рынок «прогнулся до дна». Продать что-либо по адекватной цене невозможно. Но государству нужны деньги прямо сейчас», — констатирует Василий Котко. Например, сейчас капитализация Центрэнерго на фондовом рынке составляет около $ 170 млн. Но, по словам Дениса Саквы из Dragon Capital, при продаже контрольного пакета стратегическому инвестору вступает в действие множество других факторов, которые могут существенно снизить стоимость актива. Например, угля на складах тепловых станций Центрэнерго минимум, а одна из ТЭС компании находится на границе зоны АТО, и её дальнейшая судьба неясна.

Впрочем, нынешний интерес инвесторов к энергетике кроется не только в дешевизне активов. «Ранее на этом рынке ключевые позиции занимал Ринат Ахметов. Сегодня ему не до покупки новых активов. На рынок могут зайти новые игроки», — считает Владимир Дубровский.

По информации, бороться за энергоактивы не будет и контролируемая бывшим министром энергетики Юрием Бойко группа «Укристгаз». Эта ФПГ в настоящее время владеет Волыньоблэнерго и ТЭЦ-5 в Харькове. Другой активный игрок на рынке — Энергоинвест холдинг Игоря Гуменю-ка сейчас занят восстановлением сетей в Донбассе, где расположен крупнейший актив бизнесмена — Донбасс-энерго. Сомнительно, что в борьбу за облэнерго вступит и москвич Константин Григоришин, контролирующий группу «Энергетический стандарт». Глава Антирейдерского союза предпринимателей Андрей Семидидько уверен, что корифеям энергетики 2010 — 2014 годов, наоборот, в ближайшее время придётся уступить часть своих активов конкурентам, вписавшимся в новые политические реалии. «Уже сейчас просматриваются некие подковёрные договорённости по переделу контроля над облэнерго», — отмечает Семидидько.

Главный претендент на крупные предприятия энергетики — группа «Приват» Игоря Коломойского. Например, покупка мажоритарного пакета За-порожьеоблэнерго могла бы стать последним штрихом в вертикальной интеграции Запорожского ферросплавного завода, подконтрольного олигарху.

 

Страсти по углю

5 сентября в кабинет директора шахты «Краснолиманская» в сопровождении сотни вооружённых людей вошёл его бывший хозяин — Константин Киселёв. Последний раз он был здесь четыре года назад — в 2010 году, когда Минуглепром уволил его с поста генерального директора за прогулы. Вернул Киселёва в директорское кресло Апелляционный суд Днепропетровской области.

Корпоративные конфликты вокруг Краснолиманской доказывают: интерес к госшахтам у ФПГ есть. Главный вопрос — насколько цивилизованной будет борьба за контроль над ними.

Раньше доступ к государственным шахтам интересовал исключительно структуры, приближённые к Александру Януковичу, да и то преимущественно в плане «распила» бюджетных дотаций на утлепром. Ситуацию кардинально изменила война. По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, до конца года нужно найти альтернативу 8 млн т энергоугля — именно столько ежегодно добывали на территории, которую сейчас контролируют боевики.

Правда, экономическая целесообразность добычи угля на шахтах, оставшихся в государственной собственности, всё равно сомнительна. По официальной информации, в этом году себестоимость тонны украинского угля превысила 1600 грн, а покупают его сейчас за 850 (без НДС). Но это только на первый взгляд невыгодно приватизировать шахты. К примеру, в состав государственного предприятия может входить одна прибыльная шахта и несколько убыточных, которые держат на плаву ради сохранения рабочих мест. «Возьмите объединение «Красноармейскутоль». В его составе четыре шахты. Три из них — Родинская, им. Димитрова и Центральная — убыточны. Четвёртая — Стахановская, прибыльная. Если её выдернуть из целостного имущественного комплекса, а остальные закрыть, добыча будет рентабельной», — объясняет председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.

«Около половины принадлежащих государству шахт могут работать без дотаций. Но их прозрачная приватизация сейчас мало реальна — пока идёт война, никто не будет вкладывать в активы. Рейдерский захват выгоднее, чем приватизация. Если шахта формально остаётся в государственной собственности, это позволяет поставлять дешёвый уголь на свои предприятия, выводить прибыли через компании-«прокладки» и в то же время привлекать госдотации на выработку угля», — уверен владелец угольной компании «Продакс» Сергей Кузяра, которого в прошлом связывают с топ-менеджментом бизнес-империи Александра Януковича.

С ним согласен и экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь: «Если объекты уже распределены между конкретными людьми, которые на них сидят, приватизация реальна. Но для этого олигархам нужно договориться между собой, как это было при Януковиче. Я не верю, что сейчас они найдут общий язык». В доказательство своих слов Бондарь приводит попытку Фонда госимущества в июне продать на бирже 7% Сумыхимпрома. Всё закончилось скандалом — в приватизацию объекта, который был «зарезервирован» под Дмитрия Фирташа, вмешался Игорь Коломойский.

Статьи по теме