Новости экономики 

Позолоченное зерно для аграриев

В новом сезоне аграриям будет сложно привлекать кредиты, но без денег они не останутся. Из-за снижения урожая цены на зерно вырастут.

Глава совета директоров компании Ukrlandfarming Олег Бахматюк жаловался на одной из инвестиционных конференций: «Ситуация с агрохолдингом «Мрія» влияет на настроения инвесторов по отношению к другим компаниям. Это один из крупнейших дефолтов в истории Украины. Нашим аграрным холдингам придется доказывать, что с ними такого не произойдет».

Последние годы агросектор был надеждой отечественной экономики. Крупнейшие украинские бизнесмены с середины 2000-х начали обзаводиться сельскохозяйственными компаниями. Свои агроподразделения есть у СКМ Рината Ахметова, группы «Приват» Игоря Коломойского, Group DF Дмитрия Фирташа… По данным Госстата за прошлый год зерновой экспорт принес S6,37 млрд, тогда как экспорт черных металлов составил $14,32 млрд. Но 2014-й доставил сельхозкомпаниям массу неприятностей: у них длительный цикл производства, деятельность нужно просчитывать минимум на год, а то и на три вперед. В условиях политической и экономической нестабильности это непросто. «На 2015-й мы заложили курс 15 гривен за доллар, — говорит Бахматюк. — Сейчас будем пересматривать планы в зависимости от ситуации».

Что касается получения внешнего финансирования, то западные банки урезали его украинским агрокомпаниям на 90%. Шанс занять деньги будет только у предприятий с хорошей кредитной историей. Но и в этом случае банкиры станут тщательнее, чем прежде, перепроверять предоставленные цифры. «Банки все равно будут давать деньги — это их основной источник дохода. Если раньше мы работали с тремя западными банками, то сегодня к ним добавились еще два, — поясняет Борис Беликов, совладелец компании «Овостар» (одного из крупнейших в стране производителей яичной продукции).- Но лимиты банкиры срезали».

Ломаются и другие схемы финансирования. «Если раньше мы помогали нашим производителям семян подсолнечника и кредитовали их под будущий урожай, то сейчас у нас нет на это ресурсов», — делится Виктор Пономарчук, владелец компании ViOil (производство растительного масла). Аграриям придется рассчитывать на собственные деньги. «Все компании будут работать на операционном доходе», — рассказывает Беликов.

Компании с высокой кредитной нагрузкой сегодня вынуждены срочно продавать урожай, чтобы расплатиться по займам.

Остальные предпочитают придержать зерно на элеваторах. Агробизнес ориентирован на экспорт, а ценовая ситуация на внешних рынках сейчас не самая благоприятная. По сравнению с прошлым годом стоимость пшеницы снизилась на 25%, до $230-260 за тонну, а кукуруза просела на 35%, до $162 за тонну. Это самый низкий показатель за последние 12 лет. Цены на зерно обвалились вслед за нефтяными котировками. К тому же в мире собрали большой урожай, да и переходные запасы оказались высокими. Из-за падения цен на нефть в США стали производить меньше биоэтанола, поэтому американские фермеры продают больше кукурузы на внешних рынках. К весне мировые цены могут подрасти, ведь тем же озимым еще предстоит пережить холода.

А вот колебания курса гривны, как ни странно, влияют на агросектор не очень сильно.

Подорожали зависящие от доллара горючее и удобрения, но и выручка компаний привязана к твердой валюте. «Внутренний зерновой рынок очень быстро реагирует на изменения, — отмечает Беликов. — Например, скачок курса до 16 гривен за доллар (11 ноября. -Forbes) отыгрался за три дня: если в начале недели фуражная пшеница на внутреннем рынке стоила 1800 грн/т, то к пятнице цены выросли до 2200 грн/т». Трейдеры при закупках сразу пересчитывают стоимость зерновых по текущему курсу. В то же время предоставлять отсрочки платежей аграрии отказываются. Если трейдеры не вносят плату день в день, производители прекращают отгрузки. На форвардные контракты наши аграрии смотрят осторожно. «Можно просчитаться», — поясняют они.

Военные действия в стране экспортеров не пугают. «Пока Одесский порт не захвачен, наши зарубежные контрагенты не боятся с нами работать», — отмечает Бахматюк. «Никто из западных трейдеров не уходит, весь урожай будет продан», — подтверждает Пономарчук.

Более того, некоторые агро-компании даже собираются нарастить экспорт. «У нас 80% оборота составляет выручка в гривне. Мы скорректировали планы по распределению готовой продукции и увеличим поставки на внешние рынки, — говорит Беликов. — Планы по инвестициям пока не пересматривали».

Владелец фермерского хозяйства «Світанок» Сергей Наливка начал готовиться к посевной, как всегда, в начале осени: купил импортные семена, удобрения, средства защиты растений. «Валютные колебания помогли мне сэкономить — я закупал по более низкому курсу. К следующему урожаю доллар еще немного подрастет», — надеется Наливка.

В 2015 году аграрии ожидают снижения валового сбора зерна, а значит, роста цен и спроса. Из-за АТО на востоке и потери Крыма посевные площади сократились несильно. В прифронтовых регионах озимыми не засеяли 2-3% всех украинских полей. Если зона боевых действий расширяться не будет, то больших потерь по зерновым и масличным ждать не стоит. Эти регионы никогда не были главной житницей страны. В Донецкой области зерновыми засевали около 740 000 га, а в Луганской — около 500 000 (против почти 15 млн га по всей Украине). В Крыму в основном выращивали фуражное зерно, даже в хороший год его там собирали не более 970 000 т (в этом году только пшеницы в стране намолотили около 24 млн т).

Как обычно, главный фактор риска для аграриев — погода. А нынешняя осень выдалась засушливой. Вдобавок некоторые хозяйства были вынуждены экономить на технологиях и удобрениях. Низкорентабельные предприятия могут вообще оставить часть полей незасеянными. «Из 8 млн т озимых к уборке может подойти 6 млн т, 12% посевов вообще не взошли», — сообщает Наливка. В сезоне-2015 валовый сбор пшеницы может составить около 15-18 млн т.

«Возможно, производители немного уменьшат посевы подсолнечника», -добавляет Пономарчук. На востоке часть маслоэкстракционных заводов разрушены. Например, пострадало предприятие американской корпорации Cargill в Донецке. Но мощности по переработке масличных в стране все равно большие, а растительное масло востребовано на внешних рынках. Так что отказываться от подсолнечника аграрии не станут.

От капризов погоды зависят не только украинские производители. Засушливая осень погубила часть посевов и в других странах. «Мы ожидаем, что в следующем году из-за более низкого урожая мировые цены на зерно будут выше», — говорит Наливка. Насколько выше — прогнозировать не берется никто.

Статьи по теме