Туризм 

Куда отправиться искушенному путешественнику, если он побывал на всех континентах уже несколько раз?

Предлагаем шесть нехоженых маршрутов, исследовать которые лучше всего, пока в Украине лежит снег.

Поднявшись на священную гору Тайшань, Конфуций заключил: «Мир мал». Теперь слова мудреца не устают повторять придирчивые путешественники, рассматривающие карту мира и гадающие, куда бы им отправиться в следующий раз. Здесь я уже был, там война, а в этой стране границы закрыты из-за эпидемии. Поэтому неудивительно, что путешественник со стажем задается вопросом из анекдота: «А нет ли у вас другого глобуса?»

Как раз для «сезонных путешественников» (так на Западе называют регулярно путешествующих людей) мы и предлагаем шесть еще не затоптанных туристических направлений этой зимы.

 

№1. Исландия

Зачем приезжать в страну льда зимой? Чтобы окончательно разрушить этот стереотип. Исландия не замерзает: водопады продолжают низвергать потоки воды, овцы и низкорослые лошадки умудряются найти себе пропитание под снегом, даже вулканы и те исправно работают в зимний период, если им взбредет проснуться и поиграть с европейским расписанием авиаперелетов. Дни становятся до неприличия короткими (до полярной ночи дело не доходит — страна находится южнее Северного полярного круга), но ведь ради темного времени суток сюда и приезжают зимой. Чтобы, глядя в чернильное скандинавское небо, наблюдать северное сияние.

Официальный сезон северного сияния длится с октября по апрель. Однако в зимние месяцы вероятность увидеть его намного выше. Оптимальные условия для небесной цветомузыки — ясная холодная ночь. Но важна еще минимизация помех от электрического света. Именно поэтому Исландия — отличный полигон для наблюдения за этим феноменом. Выйдя за городскую черту Рейкьявика, окажитесь в практически безлюдной местности. Но гостиницы и частные пансионы можно найти даже на маленьких хуторах, а иногда и в чистом поле. Именно здесь лучше всего караулить сияние Авроры. Днем же не упустите возможность искупаться в термальном озере Голубая лагуна, іде плавать можно даже ночью.

 

№2. Иран

Иран ждет и требует перемен. Чем-то это напоминает времена перестройки в Советском Союзе. Еще не все разрешено, но уже все можно. На улицах женщины в обязательных платках-хиджабах, в подвалах отрываются на рок-концертах. В стране запрещен Facebook, но любая школьница знает, что такое прокси-сервер и уже давно не стесняется подойти к иностранному туристу и на отличном английском поболтать о последнем клипе Леди Гага. Иностранцы и западная культура здесь еще в новинку, поэтому воспринимаются с откровенной радостью и доброжелательностью. Иранские андеграунд-певцы наверняка ноют что-то о тертых джинсах Америки, которые стали им слишком малы.

Но мы хорошо знаем: перестройка — явление временное. Иран словно застыл, подняв ногу и решая, куда ему шагнуть: вперед, назад или вообще куда-то вбок. Но какое бы направление он ни выбрал, это будет уже совсем другая страна. Поэтому посетить ее нужно именно сейчас — чтобы поймать момент.

«К черту подробности, в каком я веке?!» — это первое, что волнует попавшего в Иран путешественника, с удивлением рассматривающего пограничный штамп. На нем будет значиться 1393-й год. Иран — страна с тысячелетней историей, но история эта здесь как бы нелинейна. Иногда кажется, что древние мечети или персидские зиккураты куда новее, чем припаркованные подле них потрепанные автомобили марки «Пейкан». Да и путешествие по стране переносит то в один век, то в другой. Тегеран напоминает об исламской революции 1979 года и последовавшей за ней войне с Ираком: на стенах домов — портреты героев-мучеников, а бывшее посольство США (ныне официально называемое «логово шпионажа») покрыто антиамериканскими и антиизраильскими граффити.

Величественные мечети, фонтаны, каменные мосты и просторные площади Исфахана не дают забыть о величии иранских шахов XVII века. В те годы не стеснялись говорить: «Исфахан — половина мира». Глиняные лабиринты улиц, древние башни-бадгиры, выполнявшие роль средневековых кондиционеров, и зоро-астрийские храмы города Иезд рассказывают о доисламской Персии. Скульптуры и руины храмов Персеполиса возвещают о величии древней империи Дариев и Ксерксов — заклятых соперников античных греков. Наконец, курортная зона острова Киш говорит о современном Иране, жители которого не прочь закрыть глаза на строгие запреты и жить в свое удовольствие.

 

№3. Мьянма

Мьянма (или, как ее многие продолжают называть, Бирма) — аутентичная Юга-Восточная Азия.

Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия — одна за другой страны этого региона становятся жертвой модернизации и массового туризма. Небоскребы деловых центров, автострады, шумные курорты с прямым чартерным сообщением. В Мьянме ничего этого пока нет. В столице веерные отключения электричества и разбитый асфальт. Хороших дорог в стране так мало, что самые надежные виды транспорта — водный и авиационный. На туристов до сих пор здесь смотрят как на музейные экспонаты.

Но главное — это страна, сохранившая тот самый образ Азии, который и влечет нас на окраину континента. Рисовые поля и золотые зонтики ступ, бредущие вдаль буддистские монахи и обгоняющая их повозка, запряженная волами. Атмосфера почти нирваны и бесконечные улыбки местных жителей: искренние, без меркантильного подтекста.

В Янгоне (крупнейшем городе и бывшей столице Мьянмы) находится, возможно, самый интересный храм во всей Юго-Восточной Азии — золотая пагода Шведагон. Покрытая золотом 99-метровая ступа увенчана зонтиком, инкрустированным 5500 бриллиантами и 2500 рубинами, сапфирами и топазами. На самой вершине блистает бриллиант в 76 карат.

Есть в Мьянме и Золотой камень — повисший над пропастью огромный булыжник высотой 7,5 м, покрытый тонкими золотыми пластинками. Он нависает под таким углом, что это кажется физически невозможным. Сверху на камне пристроена небольшая семиметровая ступа. Подходящие к этой буддистской святыне паломники раскачивают камень — и он действительно немного качается! Но не падает. Считается, что булыжник держит надежным якорем прядь волос Будды, на которую он был когда-то положен.

Озеро Инле дает возможность не только насладиться великолепной азиатской природой, но и познакомиться с местными народностями. Складывается впечатление, что живут они даже не в далеком прошлом, а просто в параллельной вселенной.

 

№4. Намибия

Далеко не каждый опытный путешественник успел побывать в этой стране на юго-западе Африки. Но оказавшегося здесь туриста не покидает ощущение, что местные картины ему очень знакомы. Іде он видел все это? Оранжевые дюны Соссусфлея — в фантасмагорическом фильме «Клетка» с Дженнифер Лопес, просторы Калахари — в классическом «Наверное, боги сошли с ума». Эта едва ли не самая фотогеничная страна в мире своими пейзажами заслужила внимание и кинорежиссеров, и путешественников. Для последних здесь созданы все условия: в Намибии отличная дорожная и туристическая инфраструктура. Дает о себе знать немецкое колониальное наследие — даже в полной глуши на заправке можно купить яблочный штрудель и местное пиво, которое уже более века

производится здесь по немецкой технологии. Страну покрывает сеть прекрасных шоссе, но можно съехать с асфальта и углубиться в саванну, в пустыню, в горы. Намибия — страна самых разнообразных ландшафтов. А еще это одно из наименее населенных государств, так что не удивляйтесь, если сразу за городской чертой встретите пасущихся на обочине жирафов или перебегающих дорогу страусов.

Крупнейший в Африке каньон Фиш-Ривер впечатляет не меньше, чем американский Гранд-Каньон. То же можно сказать и об алмазоносной пустыне Намиб, где еще век назад собирали алмазы без всяких карьеров — просто ползали по песку и подбирали лежащие на поверхности камни.

Чем удивляет Намибия? Лунными пейзажами Берега Скелетов, усеянного останками кораблекрушений последних трех веков. Совершенно северогерманскими на вид прибрежными городками Людериц и Свакопмунд (львиная доля их населения говорит по-немецки). Едва ли не лучшей океанической рыбалкой на континенте — акулу можно поймать на удочку прямо с берега. Сэндбордингом — возможностью съехать на сноуборде вниз по дюне и остановиться в считаных метрах от океанских волн. Еще есть Этоша — один из лучших сафарийных парков Черного континента. Ну и плюс шикарная кухня: морепродукты и говяжьи стейки выше всяческих похвал.

Символ страны — долина Соссусфлей. Оранжевые дюны и черные мертвые деревья посреди ослепительно белого солончака — эти снимки мы столько раз видели в интернете, что уже сложно поверить: это не фотошоп, не фантазии графических дизайнеров о далеких мирах. Это здесь, на Земле. В Намибии.

 

№5. Малые Антильские острова

К топониму «Карибское море» так и хочется добавить слово «пираты». Воображение услужливо рисует зарытые клады на необитаемых островах, бронзовые пушки, смотрящие со стен форта на неправдоподобно синее море, шпиль колокольни на фоне пальм, ром и драки в тавернах, георгианский особняк губернатора и его прекрасную дочь, мечтающую, чтобы ее похитили. Но, увы, эти времена в прошлом. Сегодня ключевое слово на Карибах не «приключение», а «отпуск». Отдых. Каникулы. Абордажную саблю и повязку на глаз заменили шорты и коктейль с трубочкой-зонтиком. Сюда приезжают за ничегонеделанием и лежанием на берегу самого воспетого моря. За мерным колыханием пальм над головой, за бутылкой рома, ради которой вовсе не обязательно отправлять на тот свет 15 человек. Но Карибы — это не только праздный отдых на пляжах Доминиканы или Багамских островов. Это великолепный дайвинг на местах кораблекрушений, яхтенные вояжи между обитаемыми и необитаемыми островами, подъемы на заросшие тропическим лесом склоны потухших или дремлющих вулканов. Вес это можно найти в длинной цепочке Малых Антильских островов, выгнувшихся дугой от Пуэрто-Рико до Венесуэлы.

Зима — лучшее время для посещения Карибского бассейна. Осенние ураганы миновали, летняя жара позади. Остается лишь выбрать маршрут, ведь все острова Малых Антил не удастся посетить даже при очень насыщенном маршруте. Определитесь с приоритетами. Не списывайте со счетов пляжи: белый песок Шоал-Бэй-Ист на Ангилье, вулканический — Анс-Шастанет на Сент-Люсии, с прихотливыми формами рельефа — Бате на Британских Виргинских островах. Оживленные пляжи на Сен-Мартене и Антигуа и пустынные на Тобаго и Барбуде. Почти каждый осгров может похвастаться отличным пляжем. Прекрасные места для дайвинга (Тобаго, Виргинские острова, Сент-Люсия, Сент-Китс, Синт-Эстатиус) — еще один привет из пиратского прошлого в виде затонувших кораблей, а коралловые рифы отлично подходят для снорклинга. Карибы — дести-нация №1 в мире для яхтсмена. Особенно для этого хороши Британские Виргинские острова и Гренадины. Колониальное прошлое лучше всего сохранилось на Барбадосе, Невисе, Сент-Китсе и Антигуа. Южная часть Малых Антил — вулканические острова с буйной растительностью (Доминика, Гренада, Гваделупа, Сент-Винсент, Сент-Люсия). Здесь почти нет комфортабельных курортов, зато масса возможностей для восхождений на вулканы, купания в водопадах. Любители шопинга и спокойного отдыха будут чувствовать себя комфортнее в северной части островной дуги (Виргинские острова, Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Антигуа). Любителям нехоженых троп прямая дорога на крошечную Сабу, которая по атмосфере напоминает уголок Северной Европы.

 

№6. Венесуэла

Забудьте о телевизионных новостях, Уго Чавесе и боливарианском социализме. Помните, что именно представительницы Венесуэлы чаще всего побеждают на всемирном конкурсе красоты. Не бойтесь сомнительной славы столицы страны Каракаса как одного из самых опасных городов мира. В Венесуэлу едут за природой. Здесь собрано все лучшее, что только может дать Южная Америка: шикарные карибские пляжи острова Маргарита и архипелага Лос-Рокес, сельва и индейские поселения бассейна реки Ориноко — второй после Амазонки реки континента, удивительный животный мир болот Лос-Льянос, адреналиновые развлечения в горах Сьерра-Невада-де-Мерида. И, конечно, тепуи — уникальные столовые горы, животный и растительный мир которых до конца не изучен и сегодня. С одной из этих гор срывается самый высокий в мире водопад — Анхель. А покорение тепуи Рорайма и сегодня остается одним из наиболее увлекательных приключений, которые только может предложить наша планета.

Плато Рорайма, расположенное на стыке Венесуэлы, Бразилии и Гайаны, дало толчок фантазии писателя Артура Конан Дойла, описавшего «затерянный мир», населенный огромными динозаврами. И действительно, если бы доисторические существа где-то и сохранились, то именно здесь. На отвесную почти со всех сторон гору (забраться на нее можно только в одном месте со стороны Венесуэлы) в то время ходить боялись. Индейцы считали ее священной. Пейзаж завораживающий, прекрасный, негостеприимный и почти пугающий одновременно. Если хотите почувствовать себя первооткрывателем инопланетных миров или примерить плащ хоббита, пробирающегося в Мордор, лучшего места, чем плато Рораймы, не найти. Кстати, зима (сухой сезон) — самое благоприятное время для подъема на тепуи.

Чтобы увидеть водопад Анхель, физических усилий прикладывать почти не надо. Шестимесгный самолет «Сессна» доставит в дебри страны тепуи — к прекрасной лагуне Канайма. Исследовав многочисленные водопады лагуны (а также спрятанные за ними пещеры), путешественники садятся в лодки и начинают путь среди столовых гор к королю всех падающих вод. Анхель обрушивается с высоты более километра (1054 м) — невероятное зрелище!

Не забудьте также исследовать болота Лос-Льянос. Скотоводческие ранчо с местным аналогом ковбоев чередуются здесь с участками дикой природы, где можно увидеть оцелота, муравьеда, капибару, каймана и даже анаконду.

Статьи по теме