Где будем брать газ этой зимой

Чтобы решить финансовые проблемы НАК «Нафтогаз Украины», Кабмин пожертвовал принципами свободного рынка и обязательствами перед ЕС — чиновники ограничили права частных добывающих компаний на реализацию газа.

Правительство 7 ноября утвердило список из 90 крупнейших промышленных потребителей газа, которые до 28 февраля 2015 года должны закупать его только у НАК «Нафтогаз Украины» по предоплате. В списке оказались наиболее энергоемкие госпредприятия (например, Одесский припортовый завод, «Зоря» — «Машпроект», «Укрспирт»), а также заводы, подконтрольные, в частности, Ринату Ахметову, Виктору Пинчуку, Роману Абрамовичу, Константину Жеваго, Вячеславу Богуслаеву. Благодаря их платежам «Нафтогаз» рассчитывает покрыть дефицит средств для оплаты импортного газа из ЕС и России в зимний период (с 16 июня «Газпром» прекратил поставки в Украину, но 31 октября вопрос об их возобновлении был урегулирован при посредничестве Еврокомиссии).

С частными поставщиками промышленности работать выгоднее, чем с НАК, — у них более гибкое ценообразование. Поэтому отдельные потребители, которых правительство ограничило в выборе поставщиков газа, изучают возможности защитить свои интересы в суде. «Кабмин в очередной раз использует нерыночные инструменты и безосновательно вмешивается в хозяйственную деятельность предприятий, устанавливая дискриминационные правила. Возможную подачу иска мы рассматриваем как способ защиты прав бизнеса и инструмент влияния на непродуманные решения чиновников», — сказал Forbes Сергей Ткаченко, директор правового департамента корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (управляет Алчевским меткомбинатом и Днепровским меткомбинатом имени Дзержинского, которые Кабмин перевел на обязательные закупки газа у «Нафтогаза»).

Частные производители газа также готовы отстаивать свои интересы. 14 ноября несколько компаний подали коллективный иск в Окружной административный суд Киева против правительства и «Нафтогаза». Исковые требования поддержали ключевые игроки отрасли: «Нефтегаздобыча» Рината Ахметова, Burisma Holdings Николая Злочевского, Полтавская газонефтяная компания (ее контролирует британская JKX Oil & Gas), Geo-Alliance Виктора Пинчука, «КУБ-Газ» и «Тисагаз» поляка Яна Кульчика.

«Кабмин превысил свои полномочия, незаконно вторгся в деятельность частных компаний и нарушил международные обязательства Украины», — пояснил Виталий Радченко, партнер юридической компании CMS Cameron McKenna, которая представляет интересы газовиков. По его словам, к коллективному иску могут присоединиться также другие добывающие компании и потребители, чьи интересы нарушил Кабмин.

Частным газодобытчикам есть за что бороться: постановление чревато для них потерей большой части оборотного капитала. «Такая мера может привести к убыткам компаний, которые станут сворачивать инвестиционные проекты, замораживать добычу, а государство в результате ожидают сложности с сокращением зависимости от дорогостоящего импортного газа», — полагает Юрий Корольчук, член набсовета Института энергетических стратегий.

В Burisma Holdings рассчитывают предотвратить развитие негативного сценария с помощью суда. «Правительство нарушило нормы национального законодательства, радикально изменило правила работы газового рынка, монополизировав его и отстранив от продаж промпотребителям все частные газодобывающие компании Украины. Инициативы Кабмина не позволяют газодобывающим компаниям выстраивать долгосрочные стратегии», — отметил Тарас Бурдейный, исполнительный директор Burisma Holdings.

Несмотря на критику бизнеса, в Кабмине уверены, что приняли адекватное решение. «Исход судебного разбирательства в нынешней, по сути, военной ситуации с большой долей вероятности будет не в пользу частных инвесторов. Очевидно, что аргумент правительства о защите национальной и энергетической безопасности в суде будет иметь больший вес», — сказал Forbes собеседник в Минэнерго. Он также обратил внимание на другой нюанс: при поставках газа крупным платежеспособным потребителям «Нафтогаз» сможет улучшить свое финансовое состояние, потому что у него появляется возможность нарастить поступления за счет так называемой целевой надбавки на содержание НАК, которая включается в стоимость поставок и может достигать 7% ее общей суммы.

«Военная целесообразность» рискует спровоцировать падение добычи частными компаниями. На них традиционно приходится около 15% годовых объемов производства газа в Украине, а по итогам 2014-го ожидается рекорд: не менее 3 млрд куб. м, по оценкам Минэнергоугля, против традиционных 2,4-2,6 млрд кубов. (Покупка аналогичного объема в РФ по согласованной цене в $385 за 1000 куб. м обошлась бы стране более чем в $1,1 млрд.) В первом полугодии 2014-го частные компании добыли 1,5 млрд куб. м газа — на 32% больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Основа была заложена в предыдущие годы: бизнес вкладывал в геологоразведку, бурение, развитие инфраструктуры. В отрасли происходила консолидация активов, благодаря которой на рынке могут появиться крупные игроки с годовой добычей более 1 млрд куб. м. О подобных планах на следующий год заявлял менеджмент

«Нефтегаздобычи» и Burisma Holdings, но теперь от них могут отказаться. Причем не только потому, что Кабмин ограничил возможности частников в выборе потребителей. В 2015 году правительство планирует увеличить налоговую нагрузку на недропользователей. В результате рентабельность газодобычи резко снизится с нынешних 250-300% до 20%. Но окончательное решение по налоговой реформе Кабмин вынесет в декабре после консультаций с экспертами Международного валютного фонда.

В ноябре предельная цена на газ для промпотребителей, которую ежемесячно устанавливает Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), возросла до 5100 гривен за тысячу кубометров, или на 4,64% по сравнению с октябрем. Это произошло из-за увеличения стоимости импортного газа. Подорожание украинского топлива для промышленности теоретически усиливает привлекательность добывающей отрасли для частного бизнеса, который имеет право реализовывать свой ресурс промпотребителям в отличие от госпредприятий или компаний, участвующих с ними в совместной деятельности: они обязаны продавать свой газ только населению и бюджетным организациям по ценам, установленным государством, с минимальной рентабельностью до 10%.

Но теперь поставки промышленности фактически монополизировал «Нафтогаз», которому Кабмин до весны также делегировал эксклюзивные полномочия по импортным закупкам (среди импортеров газа в прошлом году были, например, Ostchem Holding Дмитрия Фирташа и ДТЭК Рината Ахметова).

Методы «правительства камикадзе» для решения финансовых проблем «Нафтогаза» раскритиковали не только инвесторы, но и Европейское энергетическое сообщество. Янеш Копач, руководитель секретариата организации, написал премьеру Арсению Яценюку письмо, в котором потребовал объяснить «непрозрачные и немотивированные решения».